Проект Федерального закона N 575316-5
"О внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации"
(внесен депутатами Государственной Думы М.Б. Терентьевым, И.И. Гильмутдиновым, И.Б. Богуславским, а также С.Н. Шишкаревым, Ю.А. Песковской, Г.К. Леонтьевым, А.С. Ивановым в период исполнения ими полномочий депутатов Государственной Думы; принят в первом чтении - Постановление ГД ФС РФ от 23.03.2012 N 241-6 ГД)
Рассматриваемый законопроект направлен на обеспечение прав лиц с ограниченными возможностями и инвалидов на предоставление услуг авиаперевозчиками. В связи с этим предлагается внести изменения в Воздушный кодекс Российской Федерации от 19.03.1997 N 60-ФЗ.
В частности, в проекте определяются такие понятия, как "главный оператор аэропорта" и "оператор аэропорта".
Также вводится понятие маломобильных лиц, под которыми понимаются лица с ограниченными способностями или возможностями самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, нуждающиеся в силу устойчивого или временного ограничения жизнедеятельности в использовании посторонней помощи, необходимых средств и приспособлений. На указанных лиц, так же как и на инвалидов, в целях организации их воздушной перевозки возлагается обязанность сообщать перевозчику или уполномоченному им лицу об ограничениях своей жизнедеятельности в установленный перевозчиком срок. При этом такой срок не может превышать 48 часов до момента отправления воздушного судна. Это же правило действует и в отношении чартерных воздушных перевозок. Однако неисполнение в срок данной обязанности не исключит возможности предоставления указанным лицам по их запросу необходимых услуг, если это не приведет к задержке отправления воздушного судна.
Законопроектом определяется перечень услуг, оказываемых без дополнительной платы в аэропорту и на борту воздушного судна, в числе которых следует отметить, например, возможность предоставления кресел-колясок для передвижения по территории аэропорта и на борту воздушного судна для пассажира, не способного передвигаться самостоятельно. При этом перевозчик будет иметь право самостоятельно устанавливать максимальное количество перевозимых на воздушном судне пассажиров, использующих кресла-коляски, в зависимости от типов воздушных судов с учетом требований безопасности полетов. Кроме того, согласно проекту указанные услуги не могут быть отнесены перевозчиком к особым условиям воздушной перевозки.
Помимо этого, проектом предъявляются требования к организации автоматизированной информационной системы оформления воздушных перевозок, к квалификации авиационного персонала по обслуживанию лиц с ограниченными возможностями.
Важной гарантией, предлагаемой авторами законопроекта, является установление ответственности перевозчика за утрату или повреждение инвалидных колясок и других вспомогательных приспособлений в пределах их стоимости.
Особое правило устанавливается для маломобильных лиц и инвалидов, лишенных одновременно слуха и зрения, а также детей-инвалидов в возрасте до 12 лет: воздушная перевозка таких пассажиров будет осуществляться в сопровождении лица, оказывающего ему помощь в полете, если иное не установлено правилами перевозчика.