В продолжение темы отражённой в «минфиновском доклада».
Правительством РФ подготовлен проект федерального закона «О внесении изменений в отдельное законодательные акты Российской Федерации».
В законопроекте уже предлагается реализовать ряд мыслей изложенных в Докладе. Хотя этот законопроект готовился как реализация подпункта «д» пункта 1 «Перечня поручений Президента по итогам заседания президиума Государственного совета РФ от 11 марта 2015 года», но в нём уже предусматривается внесение изменений в законодательство РФ, направленных на совершенствование мер социальной поддержки граждан, исходя из обязанности соблюдения принципа адресности и нуждаемости.
Этот законопроект вносит изменения в 21 федеральный закон в том числе и в наш закон.
Среди изменений вносимых в законы законопроектом предлагается признать утратившей силу часть 2 статьи 153 «знаменитого» закона о «монетизации льгот». О необходимости убрать часть 2 ст 153 этого закона говориться и в минфиновском докладе.
Норма части 2 статьи 153 Федерального закона от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ предусматривает, что при издании органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в связи с принятием названного Федерального закона нормативных правовых актов не допускается уменьшение объема (размеров) социальных гарантий, сокращение совокупного объема финансирования данных гарантий, ухудшения условий их предоставления, по сравнению с объемом (размерами) и условиями предоставления социальных гарантий, а также объемом их финансирования, предусмотренных (осуществлявшихся) до 31 декабря 2004 года.
В пояснительной записке даётся довольно замысловатое объяснение необходимости отмены части 2 ст 153.
«Таким образом, указанная норма Федерального закона от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ на момент ее введения была призвана обеспечить (как некий гарантийный механизм) сохранение объема прав граждан на меры социальной защиты при переходе с 1 января 2005 года от системы предоставления льгот в натуральной форме к выплатам в денежной форме.
При этом введение указанной нормы не исключало в дальнейшем возможность государства на уровне субъекта Российской Федерации увеличивать и вводить более эффективные механизмы предоставления мер социальной защиты, в том числе устанавливать критерии нуждаемости.
Следует отметить, что основы адресности мер социальной поддержки были заложены в законодательстве и ранее и применялись на практике.
Так, согласно статье 3 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» государственная социальная помощь предоставляется в целях усиления адресной поддержки нуждающихся граждан.
Принцип нуждаемости применяется также в положениях жилищного законодательства Российской Федерации, в частности, при предоставление жилых помещений по договорам социального найма (статьи 13 и 14 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Нуждаемость учитывается и при решении вопроса об обеспечении жилыми помещениями таких категорий граждан как инвалиды, ветераны в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Таким образом, предлагаемые изменения направлены на обеспечение возможности безусловного применения на практике субъектами Российской Федерации права на установление критериев нуждаемости в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 2013 г. № 371-ФЗ «О внесении изменений в статьи 26.3 и 26.3-1 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» в части выполнения возложенных на них социальных обязательств (предоставления мер социальной поддержки) по предметам совместного ведения, также как и дополнительных мер социальной поддержки, устанавливаемых исключительно каждым субъектом Российской Федерации самостоятельно.
С учетом изложенного часть 2 статьи 153 Федерального закона от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ фактически утратила свою актуальность на сегодняшний день, ввиду чего признается законопроектом утратившей силу.»
Вот такие аргументы.
Хотя как видно из текста части 2 и что признаётся самими инициаторами законопроекта, часть 2 ст 153 совсем не мешает обеспечению «возможности безусловного применения на практике субъектами Российской Федерации права на установление критериев нуждаемости также как и дополнительных мер социальной поддержки, устанавливаемых исключительно каждым субъектом Российской Федерации самостоятельно.»
Пожалуйста, вводите критерии нуждаемости, но эта часть тем и ценна, что она не позволяет делать «уменьшение объема (размеров) социальных гарантий, сокращение совокупного объема финансирования данных гарантий, ухудшения условий их предоставления,...».
А вносимые в будущем изменения по реализации принципа нуждаемости по всей вероятности будут уменьшать объёмы соцгарантий некоторым гражданам.
Часть 2 ст 153 это запрещает делать. Поэтому чиновники и предлагают её убрать и тогда уменьшение соцгарантий будет законным.
Изменения вносимые в наш закон касаются применения мер социальной поддержки граждан, постоянно проживающих (работающих) на территориях зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС. Изменения направлены.на устранение злоупотреблений со стороны граждан проживающих на этих территориях. Об этом также упоминается в минфиновском докладе. Поскольку нашего региона они не касаются, то подробно останавливаться на этих изменениях не будем.
Совершенно новое вводиться статьёй 8 данного законопроекта. Вносятся изменения в закон «О государственной социальной помощи». Это тот закон, по которому пенсионный фонд выплачивает нам ежемесячные денежные выплаты (ЕДВ).
В этот закон предлагается ввести новую главу: «21 Единая государственная информационная система социального обеспечения».
То есть предлагается создать единую всероссийскую базу данных, о всех льготниках и получателях соцподдержки. В которой собрать максимум информации о льготополучателях: то есть кто, где, когда, за что, в каком размере получает регулярные и даже разовые выплаты, каким жильём обеспечен, если работает, то сколько получает, и т.д и т.п.
Эта госиформсистема социального обеспечения будет содержать полные сведения обо всех мерах социального обеспечения, мерах социальной поддержки, гарантиях, выплатах, компенсациях, предоставляемых в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными нормативными правовыми актами, с указанием их вида, условий, способов и форм их предоставление, категорий лиц, имеющих право на получение указанных мер, а также их возможных объемов в натуральном либо в денежном выражении и иные сведения.
Предполагается ,что данная единая госинформ система позволит создать основы для обеспечения информацией о социальном обеспечении, мерах социальной поддержки, гарантиях, выплатах и компенсациях, предоставляемых населению не только органы государственной власти и местного самоуправления, но и организации и рядовых граждан.
Создание такой базы данных, её обновлению и обслуживанию поручается пенсионному фонду. На создание этой информационной системы отводиться год (2016), а с 1 января 2017 она должна быть доступна для работы как различным ветвям органов власти так и организациям, и гражданам.
После того как всех льготников пересчитают и запишут в единый реестр ( госинформ систему), тогда чиновникам будет легче реализовывать принципы «нуждаемости и адресности».
Останется опредилить с какого размера дохода человек будет считаться нуждающимся. Доход менее одного прожиточного минимума (на который и прожить-то нельзя) или двух, или двух с половиной, как предлагается в минфиновсокм докладе?
Эту задачку предполагается решать регионам.
А поскольку действующие редакции федеральных законов не позволяют органам государственной власти субъектов Российской Федерации при решении вопроса о дополнительных гарантиях, мерах социальной поддержки и компенсациях отдельным категориям граждан прямо вводить условия их предоставления с учетом уровня жизни данных граждан, их дохода или других обстоятельств, то законы нужно поправить. Что и предлагается сделать данным законопроектом.
Для интересующихся об изменениях в других законах (напомним их более 20) могут ознакомиться прочитав пояснительную записку к данному законопроекту.