В феврале этого года от депутатов-коммунистов в Госдуму внесён законопроект (№ 651037-7) с длинным названием касающийся установления мер, направленных на улучшение положения лиц, осуществляющих уход за родственниками и близкими: инвалидами и престарелыми гражданами
По состоянию на 2018 г., согласно статистике ПФР РФ, в Российской Федерации насчитывалось более 1, 4миллионов инвалидов I группы, престарелых, в возрасте старше 80 лет, - более 4 миллионов человек и несколько миллионов престарелых (до 80 лет) нуждающихся в постоянном постороннем уходе.
Среди нашей категории так же имеются и инвалиды 1 группы и престарелые за которыми требуется постоянный уход и осуществляют его в основном родственники и близкие
Существующая система компенсационных выплат абсолютно не соответствует нормам о социальном государстве, декларированным в статье 7 Конституции РФ.
Сумма такой компенсации (за исключением компенсационных выплат на лиц, осуществляющих уход за детьми-инвалидами), по общему правилу, составляет 1200 рублей в месяц, при том, что для ее получения необходимо отсутствие иного дохода у лица, осуществляющего уход. Очевидно, эта компенсация не может считаться полноценным доходом лица, осуществляющего уход за нетрудоспособным, поскольку установленная сумма значительно меньше уровня прожиточного минимума трудоспособного населения.
К тому же размер этой компенсационной выплаты не менялся уже более 10 лет, с 2008 года.
Предложения об увеличении размера данной социальной помощи до величины прожиточного минимума неоднократно звучали от представителей общественных организаций инвалидов. Последнее из них было направлено в Совет Федерации в апреле 2017 года, однако инициативу не поддержали.
В первом квартале 2019 года размер прожиточного минимума для трудоспособного населения эта величина в первом квартале 2019 года составляет 11 280 рублей.
Уход за родственником (близким) инвалидом или престарелым - это тяжелый каждодневный труд, осуществляемый, исходя из норм действующего законодательства, без выходных, праздников и отпусков. Комплекс функциональных задач, стоящих перед таким лицом весьма широк: это и санитарные, и бытовые, и медицинские услуги. Но, по состоянию на сегодняшний день, этот труд компенсируется в размере даже ниже уровня прожиточного уровня. Для того, чтобы ухаживать за тяжело больным, нуждающимся в постоянном уходе, одни люди вынуждены увольняться с работы, чтобы выполнить свой долг перед родным человеком, а более состоятельные, - прибегают к услугам сиделки.
Сейчас в России действует более 1,5 тыс. стационарных организаций социального обслуживания в которых проживают более 246 тысяч инвалидов и престарелых граждан. На их содержание государство тратит в месяц от 70 до 100 тысяч рублей.
Таким образом, предложенные новации помогут сэкономить бюджетные средства и улучшить качество жизни инвалидов и престарелых. Поскольку ежемесячная выплата, предлагаемая для социальных помощников из числа родных и близких инвалида или престарелого, в размере, не ниже прожиточного минимума по региону, в разы сократит затраты государства на социальное обеспечение. Кроме того, в нашей стране за домами-интернатами закрепился определенный негативный имидж. Нехватка финансирования и дефицит кадров в постсоветской России привели именно к этому результату.
Новым проектом закона предлагается ввести институт социальных помощников из числа родных и близких инвалидов и престарелых.
Предлагаемые проектом закона изменения в Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" призваны внести определенную ясность в систему социально-медицинского обслуживания населения, провозгласив право на альтернативную надомную медико-социальную помощь, оказываемую, родными (близкими) инвалида или престарелого. Корреспондирующие поправки должны изменить Федеральный закон «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации».
В Трудовой кодекс Российской Федерации законопроектом предлагается ввести новую статью, устанавливающую особенности регулирования труда лиц, выполняющих функции социальных помощников, к которым будут относиться граждане, заключившие трудовой договор с организацией в области социальной защиты и социальной поддержки инвалидов (организацией социального обслуживания). Это приведет к снижению дефицита социальных работников.
Дополнение Главы 55 Трудового кодекса предложенной нами новой статьей 351.6 «Некоторые особенности регулирования труда социальных помощников», вводящего институт социального помощника, предполагает заключение с осуществляющими уход за инвалидами и престарелыми гражданами трудового договора. Трудовой договор является более надежным гарантом (по сравнению с институтом компенсационных выплат) соблюдения прав трудоспособных граждан, осуществляющих на постоянной основе уход за тяжело больными, нуждающимися в постоянном уходе родственниками (близкими). Заключение трудового договора позволит социальным помощникам не заниматься иной трудовой деятельностью, трудовой стаж работы социальных помощников будет включаться в общий трудовой стаж и учитываться при начислении пенсии. Трудовой договор позволит обеспечить социальных помощников всем комплексом социальных прав, вытекающих из трудовых отношений, включая оплачиваемый отпуск.
Принятие настоящего законопроекта поможет сократить количество безработных граждан, улучшить качество жизни инвалидов и престарелых, снизить нагрузку на стационарные интернаты для инвалидов и престарелых, а также восполнить дефицит социальных работников посредством их замещения социальными помощниками.
Хорошие предложения и давно требуемые.
К тому же, по мнению авторов дополнительных средств на реализацию этих предложений не потребуется в виду замещения бюджетных расходов на финансирование койко-мест в стационарных интернатах для престарелых и инвалидов расходами на финансирование труда надомных социальных помощников.
Однако, 11 марта комитет Госдумы рассматривавший этот законопроект решил возвратить его авторам как не соответствующий требованиям части 73 статьи 108 Регламента Государственной Думы.
Жаль.
Смогут ли авторы подготовить новый законопроект, который бы соответствовал требованиям Регламента Госдумы?