1.На основании какого закона собственники жилья в многоквартирных домах должны платить за капремонт?
На основании внесения поправок в Жилищный кодекс РФ в 2012 году, которые обязывают собственника жилья вносить деньги на спецсчет для ремонта своего дома либо перечислять их региональному оператору в общий котел.
Кстати, перечисление денег в «общий котёл» при отсутствии решения общего собрания собственников вводится по умолчанию.
Каждый субъект Российской Федерации принимает свой собственный нормативный акт, который регулирует порядок оплаты капитального ремонта многоквартирного дома на основании требований, предусмотренных Жилищным кодексом и федеральным законом №185-ФЗ "О Фонде содействия Реформированию жилищно-коммунального хозяйства".
2.Разве взносы на капремонт не должны быть добровольными?
Нет, взносы на капремонт не являются добровольными. Связано это с тем, что собственники помещений в многоквартирном доме владеют также общим имуществом в доме на праве общей долевой собственности и, соответственно, несут бремя содержания такого имущества, в том числе и обязанность по его ремонту. Доля расходов на такое содержание зависит от доли в праве общей собственности (то есть, чем больше площадь, тем больше размер оплаты).
Таким образом, оплата взносов на капремонт является обязанностью собственников. В ст.154 ч.3 ГК РФ (в редакции Федерального закона № 263-ФЗ от 21 июля 2014 г.) предусмотрено, что собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт.
3.Разве капремонтом домов не должно заниматься государство?
Каждый из нас поддерживает в порядке свою квартиру, но и сам дом тоже нуждается в уходе. За текущий ремонт многоквартирного дома отвечает управляющая компания - она обязана следить за состоянием подъездов, подвалов и иных помещений, находящихся в общем пользовании. Но замена отслуживших свой срок труб или старенького лифта требуют серьезных вложений, поэтому на капитальный ремонт необходимо копить средства и это задача собственников. Подобно тому, как собственники частных домов (а их в стране около трети) самостоятельно оплачивают ремонт своих домов, откладывая деньги на капитальные особенно затратные работы.
Сейчас в России, по данным Минстроя, из 2,5 миллиарда квадратных метров в многоквартирных домах в капитальном ремонте нуждается примерно половина. При этом даже новый дом рано или поздно придется ремонтировать. Чтобы обновить текущую крышу стандартной пятиэтажки, придется потратить около 1,5 миллионов рублей. Замена лифта стоит около 2 миллионов. Из бюджета брать эти средства нерационально. В нашей стране около 30% населения живет в частных домах (ремонт крыши которых никому даже в голову не приходит оплачивать из бюджета) - так почему из их налогов должны ремонтироваться многоквартирные дома?
Незащищенные категории населения и старшее поколение получают существенную социальную поддержку - на эти цели страна только в 2015 году потратила 32,6 миллиарда рублей. Отдельным категориям граждан предоставляется компенсация в размере 50% или 100% взноса на капремонт.
4.Не являются ли сборы на капремонт нарушением Конституции РФ?
Нет, не являются. Положение ч.1 ст.169 ЖК РФ, устанавливающее в качестве общего правила обязанность собственников помещений в многоквартирных домах уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в этих домах (за исключением установленных законом случаев), по своему конституционно-правовому смыслу предполагает совместное и равное участие всех собственников помещений в таких домах - независимо от даты возникновения права собственности на конкретные помещения, основания его приобретения и формы собственности - в формировании фондов капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах и как таковое не противоречит Конституции РФ. На это недавно указал Конституционный Суд в своем постановлении в связи с поступившим запросом депутатов Госдумы (постановление № 10-П от 12.04.2016 г.).
Конституционный Суд РФ признал взносы на капитальный ремонт жилых зданий соответствующими основному закону страны и отметил, что из права собственности на жилые помещения вытекает обязанность заботиться об общем имуществе и сохранности многоквартирного дома.
Взносы на капитальный ремонт не являются налогом, поскольку собранные средства должны расходоваться исключительно целевым образом. Этот факт, однако, не отменяет обязательств государства перед жильцами домов, требующих капитального ремонта. Для ремонта таких зданий могут использоваться средства из региональных бюджетов.
6.Может ли собственник отказаться от уплаты взносов на капремонт и на каком основании?
Нет, не может. Но есть отдельные категории жильцов, которые освобождены от уплаты таких взносов: жители муниципального жилищного фонда и собственники помещений в многоквартирных домах, признанных аварийными и подлежащими сносу, а также в многоквартирных домах, в отношении которых принято решение органов государственной власти или органов местного самоуправления об изъятии для государственных или муниципальных нужд земельного участка, на котором расположен этот многоквартирный дом, и об изъятии каждого жилого помещения в этом доме (например, для строительства объектов транспортной инфраструктуры).
Однако законами субъектов РФ могут быть предусмотрены и льготы по оплате взносов на капремонт для пожилых граждан. С 1 января 2016 года Жилищный кодекс дает регионам такое право - освобождать одиноких неработающих россиян в возрасте 80 лет и старше от уплаты взносов на капитальный ремонт и право предоставить скидку в 50% для одиноких неработающих граждан, достигших 70 лет. Так, например, это право уже реализовано на уровне Москвы и ряда других субъектов РФ.
Кроме того, ЖК устанавливается, что инвалидам I и II группы, детям-инвалидам, гражданам, имеющим детей-инвалидов, предоставляется компенсация расходов на уплату взноса на капитальный ремонт в размере не более 50% этого взноса.
Такая же компенсация предоставляется и для некоторых категорий «чернобыльцев», но только для тех, кто проживает в приватизированных жилых помещениях (в пределах норм, предусмотренных законодательством Российской Федерации), в том числе проживающим совместно с ними членам их семей;
Категории «чернобыльцев на которые распространяется льгота по компенсации расходов на капитальный ремонт:
1) граждане, получившие или перенесшие лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы или с работами по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС;
2) инвалиды вследствие чернобыльской катастрофы;
3) граждане (в том числе временно направленные или командированные), принимавшие в 1986 - 1987 годах участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятые в этот период на работах, связанных с эвакуацией населения, материальных ценностей, сельскохозяйственных животных, и на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС; военнослужащие и военнообязанные, призванные на специальные сборы и привлеченные в этот период для выполнения работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения, включая летно-подъемный, инженерно-технический составы гражданской авиации, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ; лица начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, проходившие в 1986 - 1987 годах службу в зоне отчуждения; граждане, в том числе военнослужащие и военнообязанные, призванные на военные сборы и принимавшие участие в 1988 - 1990 годах в работах по объекту "Укрытие"; младший и средний медицинский персонал, врачи и другие работники лечебных учреждений (за исключением лиц, чья профессиональная деятельность связана с работой с любыми видами источников ионизирующих излучений в условиях радиационной обстановки на их рабочем месте, соответствующей профилю проводимой работы), получившие сверхнормативные дозы облучения при оказании медицинской помощи и обслуживании в период с 26 апреля по 30 июня 1986 года лиц, пострадавших в результате чернобыльской катастрофы и являвшихся источником ионизирующих излучений;
4) граждане (в том числе временно направленные или командированные), принимавшие в 1988 - 1990 годах участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятые в этот период на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС; военнослужащие и военнообязанные, призванные на специальные сборы и привлеченные в эти годы к выполнению работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ, а также лица начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, проходившие в 1988 - 1990 годах службу в зоне отчуждения;
5) эвакуированные из зоны отчуждения;
6) переселенные (переселяемые) из зоны отселения.
6.А что ждет тех, кто не будет платить за капремонт?
В соответствии со ст.ст.154, 159-160 ЖК РФ, в случае неоплаты взносов на капитальный ремонт предусмотрена ответственность в виде наложения пени, взыскания в судебном порядке образовавшегося долга, приостановление выплаты льгот и субсидий, причитающихся собственникам.
Материал подготовлен на основании комментариев замминистра строительства и ЖКХ Андрея Чибиса, члена правления ассоциации АКОН Никиты Чулочникова, юриста коллегии адвокатов "Малов и партнеры" Ларисы Мальцевой.